Дыши, экран!  

Круглыйстол в Купринке
Фото: gatchinka.ru

«Если это талантливо, то можно всё!» — сказал писатель Алексей Варламов, отвечая на вопрос относительно мата и эротики в современном кино. Литературу в эпоху кино обсудили  во время круглого стола, прошедшего в рамках кинофестиваля «Литература и кино».

13 сентября в библиотеке имени Куприна проходил круглый стол на тему «Литература в эпоху кино. Обратная связь». Он проходил в рамках XXIV кинофестиваля «Литература и кино», ведущий Андрей Шемякин.

Вступительное слово сказал председатель жюри кинофестиваля Вадим Абдрашитов.

— Кино — это конкретика, и поэтому оперирует конкретными образами. Возьмём к примеру фразу «На столе лежит книга». Её можно записать шестью различными способами: «На столе книга лежит», «Лежит на столе книга», и так далее. При этом каждый читатель, исходя из своего опыта, будет представлять разные книги.

А в кино книга будет совершенно конкретная, хоть и показать её можно по-разному.

Так кинорежиссёр обозначил отличие языка литературного от языка кино. Но высказал убеждение в том, что кино — искусство молодое, и язык его разовьётся. Тем более, что у каждого великого режиссёра есть свой особый язык.

Кинооператор и актёр Владимир Климов привёл в качестве примера взаимопроникновения литературы и кино работу Антона Уткина прозаика, снимающего документальные фильмы. «Он делает прозу в документальном кино», — выразился о нём Владимир Михайлович.

На языке музыки предпочёл поговорить со зрителями композитор Евгений Дога. Он исполнил музыкальную композицию из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», попутно отметив, что в данном случае без хорошего текста Антона Чехова в этом фильме не было бы и замечательной музыки.

Лариса Лужина оценила вопрос с точки зрения актёра:

— Мы, актёры, люди подневольные. Если роль ложится на душу, то и говорится хорошо. А что касается языка, то хотелось бы. Чтобы в кино присутствовала более «высокая речь», как говорят немцы “Hochsprache”.

Андрей  Шемякин подытожил конференцию, пройдясь по истории кино:

— Кино — искусство синтетическое и синкретическое. Это на заре кино режиссёры всеми силами пытались отойти от литературы, в 1910-е и далее, и достигли большого успеха. Потом, всё-таки состоялось возвращение литературной основы.

Писатель Алексей Варламов, автор ряда биографий в серии «Жизнь замечательных людей», проиллюстрировал тему судьбой писателя и кинорежиссёра в одном лице, Василия Шукшина.

Писатель охарактеризовал жизнь своего коллеги, как «метания от кино к литературе».

— Существует такая легенда, что однажды, гуляя по набережной, Шукшин встретил случайно кинорежиссёра Пырьева. Он хорошо с ним пообщался, и, конечно, на деревенского паренька произвело впечатление, как живёт прославленный советский режиссёр.

Потом он свёл знакомство с писателем Шолоховым, который также жил неплохо, и Василий Макарович стал пробовать себя в писательской карьере.

На вопрос относительно мата и эротики в современном кино и театре Варламов заметил, что:

— Если это талантливо, то можно всё! Но если художник использует эпатажные приёмы, то и цена ошибки возрастает.

Образно подытожил тему Андрей  Шемякин:

— Экран должен задышать, чтобы люди увидели книгу!

Евгений АНТОНЕНКО

Источник фото: http://gatchina-news.ru

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда