Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»

Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»
Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»
Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»
Сегодня последний раз можно пройти в Гатчинском дворце по «Лабиринтам Венеры»
543777
Фото: gatchinka.ru

Гатчинский дворец, безусловно, хорош. Частью какого бы эксперимента его ни делали, он во всё прекрасно вписывается. Точнее, всё вписывает в себя. И своей аурой делает любой художественный замысел прекраснее и значительнее. Будь то «Ночь музыки», «Ночь света» или вот теперь «Лабиринты Венеры».

Я не апологет современного искусства, признался на пресс-конференции директор музея-заповедника «Гатчина»  Василий Панкратов. Но в юбилейный год нашего Дворца мы идём на различные эксперименты, чтобы привлечь как можно больше посетителей.

«Лабиринты Венеры» это одна из главных работ режиссёра Нулло Фачини и датской танцевальной компании Cantabile 2 в формате human-specific. Работа в этом формате ориентирована на чувственную сторону нашего сознания, а, вернее, это попытка обратиться к нашему подсознанию.

В таком театре нет привычных театральных атрибутов: нет вешалки, с которой, как мы помним, должен начинаться театр, нет сцены, зала, аплодисментов, цветов. Да, по большому счёту, и зрителей как таковых нет. Потому что действие нацелено на то, чтобы тебя сделать соучастником происходящего.

Вы здесь не столько зритель, сколько попутчик, товарищ. Вы приходите сюда не получить что-то, а испытать. Это проект о женщине, сделанный самими женщинами. Всё, что говорят девушки в процессе испытаний это правда. Каждый текст личная история. Иногда текста не будет, но вы будете видеть их глаза, их движения,  рассказывает Нулло Фачини.

Лабиринты состоят из 28 комнат. Как говорят авторы проекта, по числу отделов головного мозга. За один сеанс в лабиринт с небольшим временным интервалом попадают 12 зрителей. Сеанс длится час. За это время ты успеваешь обойти три комнаты. В зале у Оракула нужно выбрать одну куклу-манекен, по виду которой Оракул определяет в какую комнату тебе нужно отправляться: боль или сильные эмоции, подсознание или мышечный контроль, материнство или инстинкт самосохранения, равновесие или память слуха. Получив путеводную карту, начинаешь блуждать в поисках своей актрисы.

Магия Дворца околдовывает. Проходя не торопясь по пустынным, бесконечным коридорам и прислушиваясь к гулу собственных шагов, вспоминаешь слова директора музея, который назвал Кухонное каре помещением «с сумасшедшинкой». В одной из квартир, которые были в этой части дворца, жил во время Октябрьского переворота Керенский, отсюда он и бежал. При немцах в каре располагался публичный дом, а в советское время военно-морское училище Министерства обороны СССР и «Электронстандарт», который испытывал здесь разное военное оборудование.

«У этого места такая авангардная история, про которую можно целый роман написать», подытожил Василий Панкратов.

Но пока здесь решили поставить авангардный спектакль. В представлении принимают участие 11 российских актрис и 3 иностранки. Первая актриса, с которой меня ждала встреча в комнате «Равновесие», была болгаркой (это я выяснила во время общения). Она очень плохо говорила по-русски и всю историю, которую должна была мне рассказать, я прочитала на специальных табличках. Затем мы очень долго, сидя за столом, перекладывали рис из ладошки в ладошку друг друга. Наверное, я в этот момент должна была думать о высоком, но у меня не выходила из головы мысль о том, что рис лучше бы заменить на гречку и провести время с пользой перебирая её.

В следующей комнате я стояла в полной темноте с завязанными глазами, а девушка пела, то приближаясь и прикасаясь ко мне, то удаляясь. Пела прекрасно! Я бы с удовольствием послушала её в концертном зале, сидя в удобном кресле и мне было бы приятно в это время ощущать прикосновение руки близкого человека. Но стоя с завязанными глазами, в то время как меня пытается вывести «из зоны комфорта» своими прикосновениями посторонний человек, какие чувства я должна испытывать? В третьей комнате я снова актрису не увидела, потому что она в темноте делилась со мной воспоминаниями о матери. И опять меня не «торкнуло».

У нас сегодня результат 1 к 99, сказал мне продюсер «Лабиринтов» Вадим Каспаров. Вы единственная, кому не понравилось. Я десять лет не мог забыть этот проект. Увидел его в Дании в 2006 году. Я прошёл пару лабиринтов и понял: этот проект вопрос не денег. В этом проекте режиссёр хочет добиться совсем других эмоций и чувств, которых нельзя добиться в стандартном театральном пространстве.

Слушая признания Вадима, я верила в искренность его слов. Но почему-то хотелось сказать: «Ребята, а король-то голый». Имея в виду, безусловно, тот результат, который хотели получить организаторы. Потому что не было в этой постановке ни игры актёров, ни психоанализа, на который претендует режиссёр.

Одно хорошо, что благодаря «Лабиринтам Венеры» я побывала в той части дворца, в которую иначе едва ли бы мне удалось попасть. А Дворцу даже такой эксперимент не повредил. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!»

Это, конечно, о другом, но очень подходит.

 

Алёна РЫБАКОВА

Фото: Сергей КОВАЧЕВ

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина