Нас «сопровождали» классики: Пушкин, Набоков, Плутарх, Державин, Сумароков, Лермонтов, Шевченко, Баратынский. Их строки и строфы в старинных усадьбах и в «читающих шатрах» на площадях городов и в поселках задавали тон разговора о книге, детях и взрослых, истории и будущем. Почувствовать классику, рассмотреть, как она оживает, благодаря нашим детям, услышать, как слышат ее они – главная идея «Книжного пути».
Летнее утро, солнце прорывается сквозь дождевые облака, а огромный автобус с такими разными и удивительными пассажирами держит свой путь через питерские пробки в поселок Рождествено, – так стартовал BOOKWAY-2014 сегодня: от ожиданий к свершениям. Нам все нипочем, ведь на нашем борту не толь- ко отважные и опытные читатели со всей Ленинградской области, но и такие корифеи детской литературы, как Евгения Оскаровна Путилова, Сергей Махотин, Екатерина Мурашова и Ася Петрова. Мы очень не похожи друг на друга, но едины в своем стремлении – открывать детскую литературу. И музей-усадьба «Рождествено» становится таким пространством для свободных и смелых открытий: мы узнали о детской поэзии – от ее истоков и по сей день, о говорящих домах, которые мы можем встретить в любом поселке, о книгах, и, конечно, о нас самих. (Настя, г. Приозерск).
«Классическое путешествие» началось с ощущений памяти места в Рождествено. Лейтмотив «Книжного пути» – память и ощущение места – возник в разговоре с реставратором, историком Александром Александровичем Семочкиным. «Стены домов способны хранить память о событиях, которые происходили здесь», - рассказывал Александр Семочкин о деревянных стенах Рождествено. И с этого момента «Книжного пути» каждая остановка становилась для подростков возможностью создать свой собственный образ места, его обитателей, свой классический пейзаж.
Усадьбу Набокова я запомнила как аристократичную особу, даже несколько высокомерную, удивительную по своему величию. Но, несмотря на это, она живет своей тихой, не каждому доступной, удивительной, полной тайн и тихих шорохов жизнью. Ее правило - днем слушать и впитывать в себя окружающую жизнь, события, чтобы когда-нибудь ночью рассказать о секретах минувшей жизни. Об этом нам поведал реставратор Александр Александрович Семочкин, который собственными руками восстанавливал эту усадьбу. Кроме того, эта усадьба – уникальный архитектурный памятник: она построена в стиле ампир, но не из камня, а из дерева. (Лиза, г. Приозерск).
Разговор с исследователем детской литературы Евгенией Оскаровной Путиловой об истории русской поэзии подтолкнул всех спутников к разгадке тайн классической гармонии. Антология «Четыре века русской поэзии детям» – собрание образов, которые представляют эпохи. Под сводами Набоковского Дома в воображении детей возник классический пейзаж четырех столетий. Забытые строки оживали, известные стихи становились знаком узнавания своего времени и пространства. Наши дети бесстрашно открывали для себя перспективы исследования, безграничность узнавания, невероятные возможности выбора своего классического пути.
Изумили взрослых ответы детей на вопрос: «что же такое классика?». В диалоге с писателем Анастасией Петровой ребята играли в игру «угадай классику», вперемешку зачитывая тексты современных и хрестоматийных писателей. Дети, которых взрослые так привыкли винить в непонимании и нежелании, выступили в защиту классических текстов, против их отделения в замкнутое пространство определений и категорий, требуя вернуть им право на вольную жизнь в детском читательском пространстве и времени. Мальчик в Рождествено, пришедший в наши «читающие шатры», моментально включившийся в движение, тихо заметил: «Классика нужна, чтобы понимать».
Высокие каноны литературы сопровождали нас и наших детей в их классических пейзажах, создавая парадоксы встреч: где еще можно было увидеть подростков, размышляющих вместе с Плутархом о воспитании и совершенстве мироздания? Строки «Жизнеописаний» в исполнении сверстника усмирили вызывающую дерзость изварских мальчишек.
Историк, писатель, краевед, хранитель некрополя Музея городской истории Петербурга Юрий Минаевич Пирютко сопровождал наш «Книжный путь» в Гостилицах. Дети получили уникальную возможность разговора об истории и чувстве места, деталях времени и судьбах людей.
Это человек-история! Мне казалось, что обширная история Гостилиц, которую он рассказал – это всего лишь крупинка того огромного клада истории, который остался скрытым от наших глаз. Сегодня, еще во время экскурсии, когда я вгляделась в развалины конюшни под дождем, мне внезапно пришла в голову мысль: «Самое беспощадное и жестокое в мире – это время». Но есть и против него лекарство, коим и стал для меня в этот день Юрий Минаевич Пирютко, – написала о нем Люба Кудрявцева из Сланцев.
Поэт Сергей Анатольевич Махотин открывал для участников «Книжного пути» тайны творчества и вдохновения, важности эпохи детства и ощущения счастья в нем. Его взгляд на детей, интонация разговора с ними обнаруживают самим детям ощущение глубины, важности их жизни. Его тексты, которые он читал детям в своем читающем шатре, утверждают значимость каждого мгновения детской жизни для мира: ведь из этих событий жизни ребенка возникает его собственная история, соизмеримая с классикой и историей других людей.
Писатель Дарья Вильке чувствует и понимает стиль, символы и тайны современной детской жизни. Говорит с детьми о том, чего боятся в чтении дети и взрослые, создавая для них невероятные литературные маршруты в пространстве, помогает понять неизбежность пересечения людских судеб с историей, литературой, культурой. Подростки были увлечены разгадками сокровенных подтекстов классических и современных произведений.
В Изваре – усадьбе, пронизанной идеями Н. Рериха о единстве и совершенстве мира, был возведен Книжный мост в классическом пейзаже. Звучали стихи Т.Г. Шевченко на русском и украинском языке. Слова великого поэта – захватывающий и объединяющий онлайн-диалог с Львовской областной детской библиотекой.
Ощущение классики, как объединяющего пространства для мест и времен – открытие, сделанное участниками «Книжного пути» в разговоре с Екатериной Мурашовой, писателем и психологом. В диалоге о свободе и несвободе взрослого и ребенка, о возможности выбора, о задачах и целях классики пришел и образ классики, как символа и метронома.
Почему мы хотим, чтобы дети читали классику? Так они создают связь времен – нашего и собственного, прошлого и будущего. С детьми, читающими классику, внимательные взрослые попадают в один классический пейзаж, в единое пространство разговора и понимания, бесконечно увлекательного исследования и узнавания, в котором «ничто не пропадает просто так».
5 июля 2014 года члены команды «Книжного пути» – читатели Вырицкой, Волховской, Приозерской, Сланцевской, Тихвинской, Тосненской детских библиотек – провозгласили: «Здравствуй, «Книжный путь – BOOKWAY- 2015!»
Вырицкая детская библиотека
Гатчинская правда, № 81 (20525) от 24 июля