Мудрость от ... кукол

«До бабушки мне еще далеко», - так оценивает без видимого кокетства уровень своего мастерства Ольга Рыкунова, хотя у нее уже состоялась персональная выставка текстильной куклы в районной библиотеке им. А.С. Пушкина, и все ею изготовленные куклы расходятся по рукам мгновенно.

Да она и не держится за них. Ей интересен сам процесс: выбор ткани, рисунка, пряжи, формы, вывязывание крючком и вышивка крестом с соблюдением всех вековых технологий – ведь она изготавливает традиционные для России куклы. В каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми и обережными (на удачу, на богатство, на удачное замужество).

Впервые Ольга узнала о существовании таких «игрушек», когда училась в Никольской школе – от учителя труда Галины Владимировны Лузгиновой. «Она не только показала, как они «вертятся» и собираются – без иголки, - вспоминает с благодарностью свою наставницу Ольга, - но еще и возила нас, своих учениц, в Этнографический музей. Тогда же я попробовала сделать свою первую куклу, для которой мама пожертвовала льняную юбку».

В 1996 году детство оборвалось, стало не до кукол: старший брат Алексей, служивший в ОМОНе, погиб в Чечне, закрыв своим телом раненого солдата-первогодка... Сегодня его именем названа улица в Шпаньково.

Во взрослой жизни куклы не вспоминались. Шила – да, вязала – да, как и все женщины в семье Рыкуновых. А вот вышла Ольга замуж, родила старшую дочь Танюшку и решила вспомнить уроки Лузгиновой. Как-то оказалась в Гатчинском ЦТЮ на ярмарке ручных поделок и увидела там кукол-зернушек, познакомилась с их автором - Людмилой Александровной Еремеевой, руководителем образцовой студии «Рукодельница» и уже у нее стала учиться традиционному ремеслу.

Этим «моделям» много лет, ведь их придумали наши мудрые прабабушки. Такая кукла была не только красива и сильна своими обереговыми функциями, но в голодное время могла и накормить: ведь ее набивали драгоценной по тем временам гречкой.

Увлечение Ольги постепенно расширяло границы ее общения и творчества. Она поехала на семинар в Эстонию (Ольга корнями оттуда и старается об этом не забывать), там познакомилась с эстонскими и белорусскими мастерицами – сделала серию кукол в этом «ключе», затем стала изучать «стилистику» изготовления кукол народов мира.

Независимо от места «проживания», куклы всегда делаются безликими. Они могут иметь чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта. Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся.

Но и без лица «у каждой куклы свой «характер», - считает Ольга, руководствуясь своим опытом: «Они живые и сами себе выбирают платье».

А для платья такой куклы ткани нужны раритетные, вот Ольга и собирает их – «по интернету», из бабушкиных сундуков, по друзьям и знакомым. Потом свела судьба с театральным художником Нелей – та ей стала «подбрасывать» лоскутки от театральных костюмов. Чтобы «собрать» наряд для текстильной куклы, нужно не только сшить ей юбку, рубаху, платье. Нужно еще вышить или связать передник, повязать платок. И чем дольше куклу делаешь, чем больше в ней ручного труда, тем больше в ней силы, - считают многие мастерицы.

Ольга безмерно благодарна женщинам- преподавателям, которые учили ее этой премудрости, и не только учили, но еще и щедро делились тканями, бисером, тесьмой, пряжей, без которых хорошая кукла не получится. Сегодня Рыкунова сотрудничает с Валентиной Васильевной Колесниковой, руководителем творческого объединения «Белошвейка» ГДДТ «Журавушка», и признается: «Я безмерно благодарна за те знания, которыми она щедро делится не только со мной, но и с детьми, посещающими ее занятия, в том числе с моей дочерью Татьяной».

…Считается, что мудрость приходит с возрастом. Вот только мой личный опыт говорит, что это слишком просто: постарел – поумнел. Иные так и не «созревают» никогда. А бывает, что жизнь и обстоятельства так складываются, что мудрость приходит в молодые годы. Мне показалось, что у Ольги как раз такой редкий случай. Сама она считает, что повороты ее судьбы извилисты… Если бы ее брат не погиб, она никогда не узнала бы, что мир велик, что есть Санкт-Петербургский университет МВД, и что она, деревенская девчонка, может туда поступить. А вот когда приезжали сослуживцы брата и спасенный им Андрей, услышала их разговоры и решила: «А почему нет?» Поступила и, защитив диплом юриста, работала оперативником…

Ее дед был военным лыжником, награжден как защитник Заполярья во время Великой Отечественной… – Ее служба «забрасывает» в Мурманск. Два ее деда – братья бабушки – учительствовали, и Ольга в итоге тоже стала преподавать, только не сразу…

- И бегала, и прыгала, и ловила, – вспоминает Ольга первые карьерные шаги, - пока не родила. Появился ребенок, решила: все, теперь надо искать работу другую – чтобы не в режиме «нон-стоп», а чтобы с гарантированными выходными и восьмичасовым рабочим днем, чтобы детьми заниматься». Сегодня у Ольги уже две дочери: старшей – 9, младшей – 2,4…

Майор внутренней службы Ольга Александровна Рыкунова стала преподавать на кафедре организации исполнения наказаний Санкт-Петербурского института повышения квалификации работников ФСИН России. Причем, слушателями ее становятся и рядовые, и полковники, приезжающие на курсы повышения квалификации со всей страны.

- А ничего, что полковники вас постарше будут и собственный опыт имеют, - спрашиваю я Ольгу, – они вас слушают?

-У них опыт, а у меня – большой объем информации, - отвечает она. – Их работа такова, что головы не поднять от рутины, нет времени иногда, чтобы с новыми документами познакомиться, в приказы по министерству вникнуть. А я им все это «на блюдечке», в концентрированном виде да еще хорошим слогом и стилем, который у себя на службе они редко могут слышать – специфика!

- А они знают, что майор, знакомящий их с последними директивами по службе исполнения наказаний, играет «в куклы»? – не унимаюсь я.

- Не знают, - отвечает молодой майор. - Некоторые коллеги – да, в курсе.

- А как воспринимают?

- Есть два варианта реакции, в зависимости от уровня культуры и объема информации. У некоторых далее ассоциации с куклами вуду не идет. А другие, кто знает о традиционной славянской культуре не понаслышке, а по посещениям музеев и, в частности, Этнографического, – приветствуют. Они же понимают, что это не только увлечение, это еще и средство «переключения»: от бытовых проблем, от слишком суровой действительности к миру фантазии, творчества, который, собственно, и дает силы жить в условиях жестких реалий.

Ирина ВЛАДИМИРОВА

ОТ РЕДАКЦИИ:

этой публикацией мы продолжаем совместный с районной библиотекой имени А.С. Пушкина проект. На страницах газеты рассказываем о ваших увлечениях, уважаемые читатели, о том, как они помогают вам скрасить ваш досуг, бороться с печалями и депрессиями, с безденежьем. А в конце года, в декабре, в фойе библиотеки откроется выставка работ мастериц, о которых вы прочтете на страницах газеты. Это могут быть и ваши работы в любой из техник: вышивка, макраме, фриформ, декупаж, скрапбукинг, лепка из полимерной глины или витражная роспись. Если вы хотите рассказать о своем увлечении, приглашайте корреспондентов «Гатчинской правды» в гости или рассказывайте о себе и своем увлечении сами. Фотографии, конечно, присылайте. 

Гатчинская правда, № 109 (20403) от 26 сентября

 
По теме
«Детям-жертвам войны на Донбассе» посвящается… - Гатчинская правда В Гатчинском районе в д. Зайцево, на мемориале мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, состоялось открытие фотоэкспозиции «Трагедия Донбасса – Трагедия Ленинграда» и памятника детям-жертвам войны на Донбассе.
Гатчинская правда
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда