На небольшом экране мелькают образы, знакомые с детства. Юная Мария Раевская- Волконская в смертной тоске мечется по бальному залу в охваченной огнем накидке; припадает к кандалам своего мужа-декабриста в Сибири («Звезда пленительного счастья»). Столько раз умиравшая и воскресавшая Хари рвется к возлюбленному, преодолевая время, смерть и титановые переборки космического корабля («Солярис»). Грешная и счастливая мадам де Реналь убегает и не может убежать от своей огромной и трагической любви («Красное и черное»)…
Невероятно выразительные кадры, прекрасные образы, ослепительные режиссерские работы. Трудно отделить жизнь от игры, если жизнь играется так талантливо, а игра проживается столь вдохновенно.
«Дети Герасимова»
В детстве маленькая Наташа артисткой быть не хотела. «Мне было четыре года, – рассказывает Наталья Сергеевна, – и я уже видела фильм «Молодая гвардия», в котором пела, танцевала, смеялась задорная Любка Шевцова. Про нее я думала, что это моя мама. Я не верила, что ее мог убить какой-то фашист – я ведь видела ее каждый день. Она наверняка подлечилась в госпитале и стала артисткой Инной Макаровой. Папа мой тоже был для меня героем, который убивает фашистов… И я думала: раз я – дочь героических родителей, значит, и я должна быть героем... Я отчаянно дралась с мальчишками, защищая всех оскорбленных и покинутых».
И все-таки театр оказался сильней всех других мечтаний: «В тринадцать лет я заболела театром и оказалась в детском самодеятельном коллективе, где получила свою первую роль. Постепенно я стала понимать, что театр для меня – все. В 17 лет совершенно сознательно поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой…
…Герасимов нас воспитывал не как актеров, а как личностей. Неважно, кем ты будешь, – прежде всего, нужно читать и развиваться внутренне. Герасимов был энциклопедически образованным человеком. Он развивал нас ежедневно и ежечасно. Он читал нам стихи запрещенных в то время поэтов – Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, показывал запрещенные фильмы.
Тарковский. «Солярис»
В конце третьего курса Наталья Бондарчук познакомилась с гением: «…Гений шел по коридору. На нем были шапочка с помпоном и элегантное белое кашне. У гения были маленькие усики. Андрей Тарковский... Фильмов мы его тогда не видели – они все лежали на полке, но все знали, что он гений, и еще знали, что он идет выбирать героиню для своего нового фильма «Солярис»».
Бондарчук с самого начала понравилась Тарковскому и даже снялась в пробах, но режиссер брать ее в фильм не решился – посчитал слишком молодой для роли Хари.
Прошел год. Наталья успела сняться в фильме Ларисы Шепитько «Ты и я», а Тарковский по-прежнему не мог найти актрису для «Соляриса». Но после того, как он увидел игру Натальи Бондарчук в фильме Шепитько, понял, что нашел свою музу. И даже проб не понадобилось.
Фильм был снят в 1972 году. После того, как он получил гран- при Каннского кинофестиваля и премию протестантской и католической церквей, его выпустили на экраны Советского Союза – даже раньше давно уже снятого «Андрея Рублева»…
Режиссерские работы
«Съемки в «Солярисе» Тарковского раскрыли мне дорогу в мир, но в это время я уже хотела снимать сама», – рассказывает Наталья Сергеевна. В 1971 году она окончила актерский факультет ВГИК и практически сразу же поступила на режиссерский факультет, на курс тех же Герасимова и Макаровой. Наибольшую известность получили два детских фильма, поставленные Н. Бондарчук в 1985–1986 годах – «Детство Бемби» и «Юность Бемби». В этой дилогии снялась почти вся семья Натальи Сергеевны – она сама, ее сын Ваня, мама – Ирина Макарова, муж – Николай Бурляев. Играли в этом фильме также Марис Лиепа и Лев Дуров.
Помимо множества актерских работ, Наталья Бондарчук как режиссер и сценарист создала более 40 игровых и документальных фильмов. Сейчас режиссер заканчивает работу над фильмом-сказкой «Тайна Снежной королевы» – совершенно переосмысленной версией знаменитой истории Шварца, которую в театре «Бемби» играют уже много лет.
По ее словам, это первая в ее жизни картина, снятая в 3D-технологии. Снималась она с помощью специальной 3D-камеры, привезенной из Америки знаменитым Кисом Коллеа, другом Джеймса Кэмерона, работающим с «Пиратами Карибского моря».
«Этот фильм предназначен для детей 11–13 лет, – рассказывает Наталья Сергеевна. – 11 лет и нашей героине Герде, которая проходит все испытания, чтобы найти Кая и спасти его. Она не боится ничего. Мне очень хочется, чтобы у детей появился образ героини… Кай в этом фильме – изобретатель. Он придумал ветряк для саней, электричество для чума, инкубатор для роз».
Фильм начали снимать на полуострове Ямал, природа которого просто потрясла режиссера. Именно здесь у нее возникла мысль сделать абсолютно иной вариант «Снежной королевы». Наталья Сергеевна рассказывает, что память о Ледяной деве или Белой женщине сохранилась в легендах многих народов мира, что позволило ей значительно расширить привычный для нас с детства образ. Помимо Ямала, съемки фильма происходили в Лапландии, в Германии, в Австрии, в Москве.
Режиссер собирается окончательно завершить фильм к осени будущего года и обещает обязательно привезти свой новый фильм на будущий Гатчинский кинофестиваль, если не полностью, то хотя бы в виде проекта.
Искусство вне рейтинга
У каждого поколения свои кумиры, и в этом нет ничего плохого. «Детям нужны герои, – говорит Н. Бондарчук, – но что им может дать нынешнее время? Старшее поколение еще помнит меня, помнит эти имена, эти образы, созданные старой актерской школой. Младшее – может знать меня по режиссерским работам последнего десятилетия». Наталья Сергеевна называет несколько знаковых фильмов, которые она поставила: «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин. Последняя дуэль», «Одна любовь души моей», «Гоголь. Ближайший»…
Вот это – «может знать» – огорчает ее больше всего. И дело тут не в «звездной» фамилии. Дело в том, что имена героев этих фильмов, составляющие гордость и национальное достояние нашей страны, детям нашим почти ничего не говорят. Русская и мировая классика медленно, но верно покидают современное культурное пространство, задерживаясь кое-где на островках литературных экранизаций.
По мнению режиссера, тут трудно что-либо поделать: «Наступило другое время, которое отлучило наших детей от литературы, как от классической русской, так и от зарубежной». Наталья Сергеевна вспоминает, как жадно набрасывались на классику в студенческие 1960-е. Как радовались, когда на третьем курсе ВГИКа разрешили ставить «Красное и черное» Стендаля. Как зачитывались тем же Стендалем после выхода на экраны одноименного фильма, в котором сыграл практически весь актерский состав студенческого спектакля – Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук…
Поделать что-либо действительно трудно, но нет ничего невозможного. Наталья Бондарчук упрямо держится за «романтический завиток» своей судьбы, отказываясь в творчестве от приземленных, сиюминутных тем. Практически все ее режиссерские работы связаны с русской историей и классической мировой литературой. Доброта, красота, мудрость, любовь, подлинное искусство – к счастью, вне так называемых актуальных рейтингов. И да будет так.
Юлия ЛЫСАНЮК
Гатчинская правда, № 136 (20280) от 29 ноября