НЕГРОМКАЯ ПРАВДА О ВОЙНЕ

Среди непосредственных участников боевых действий найти желающих говорить о войне, о войне в Афганистане, не так просто. Чтобы выйти на разговор, пришлось обратиться к Сергею Николаевичу Трунову – руководителю Гатчинской районной организации «Российский Союз Ветеранов Афганистана». После нескольких контрольных звонков встреча состоялась. И вот передо мной невысокого роста серьезный мужчина со строгим взглядом – подполковник запаса, старший штурман полка Анатолий Григорьевич Язон.

За успешное ведение боевых действий в Афганистане мой собеседник награжден орденом «Красного Знамени» и двумя орденами «Красной Звезды». Был дважды, в 1988 и 1991 годах, представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, но, как потом было написано в запросе командира 67 бомбардировочного авиационного полка полковника Авраменко, «награда им не была получена по неизвестным причинам».

Как и все настоящие боевые офицеры, он не кричит о своих заслугах. К наградам относится очень спокойно. Да, были… Для него, военного летчика-профессионала, это была работа, к которой его готовили и которую он всегда старался выполнять на отлично. Отметила Родина или нет - совесть летчика чиста.

Тихим обыденным голосом, без пафоса, спокойно и обстоятельно Анатолий Григорьевич начинает свой рассказ. Родился в 1953 году в поселке Палатка Хабаровского края. Отец был военным, и семья вскоре переехала на Украину. Окончил школу в Кировограде и, как и многие мальчишки в то время, мечтал стать летчиком. Параллельно с общеобразовательной школой отучился в летной школе, благодаря чему мог поступить вне конкурса в училище гражданской авиации. Но в военкомате решили по-другому - отправили поступать в военное училище. «Я сначала был против, - вспоминает Анатолий Григорьевич. - А куда денешься. Вызвали в горком ВЛКСМ и вручили комсомольскую путевку в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков им. Ленинского комсомола с напутствием: «Мы вам верим, а если откажетесь, то… и о гражданском училище забудьте».

И все-таки это было небо, авиация, а он так хотел летать. Успешно окончив училище, он отправился служить в Забайкальский военный округ, попал в Монголию. И вот там уже из него, курсанта-выпускника, сделали настоящего летчика. Затем служил в Южной группе войск. В 1980 году со всей эскадрильей улетел в Венгрию. Везде и всегда Анатолий Григорьевич учился и учился. Освоил несколько типов самолетов МиГ последних модификаций. Набрался опыта и научился делать все, получил, как говорят летчики, все допуска, какие есть в истребительной авиации. Стал заместителем командира эскадрильи, военным летчиком-снайпером, летчиком-инструктором, а затем начальником воздушно-огневой и тактической подготовки истребительно-авиационного полка. За годы службы «обучил большое количество летчиков технике пилотирования и боевому применению днем и ночью в любых метеорологических условиях, одиночно и в составе группы». А вот в академию поступить не получилось. В те времена тоже брали по протекции. Летчик-ас сдал все экзамены, а ему сказали: «Извини, но места для тебя нет – оно уже занято».

Метким ударом

«В конце 1986 года пришла директива Генштаба: наш полк на следующий год должен был отправиться в Афганистан. С этого момента начали интенсивно готовиться, - рассказывает Анатолий Григорьевич. - Могу смело заявить, что благодаря серьезной подготовке мы прошли Афганистан без жертв. В этом большая заслуга нашего командира - полковника Алексеева – это прекрасный военный специалист и руководитель. И до нас, и после - потери в полках были. Мы же ни техники, ни людей не теряли. Прилетали с повреждениями, но прилетали и садились к себе…».

В Афганистане Анатолий Григорьевич служил в должности старшего штурмана 168 истребительного авиационного полка 24-й воздушной армии Верховного Главного Командования (оперативного назначения). Скромно и даже как-то стеснительно, не вдаваясь в подробности, перечисляет: вылеты, разбор БШУ, постановка боевой задачи, подготовка летчиков и опять полеты… Через 1 год и 1 месяц, ровно столько длилась служба по оказанию интернациональной помощи, Анатолий Язон лично выполнил около 500 боевых вылетов и налетал в небе Афганистана более 350 часов, участвуя в большинстве операций, которые проводились с августа 1987 по сентябрь 1988 года.

Вместе с боевыми товарищами А.Г.Язон выполнял задачу по прикрытию воздушного пространства от проникновения, наносил бомбоштурмовые удары, занимался воздушной разведкой, прикрытием боевых групп штурмовиков и истребителей- бомбардировщиков и поддержкой наземных войск в провинциях Парван, Кабул, Логар, Каписа, Лагман, Нангархар, Баглан, Саманган, Бамиан, Вардак, Пактия, Газни. Участвовал в одной из самых крупномасштабных общевойсковых операций «Магистраль» в юго-восточной части Афганистана по снятию блокады с города Хост, на территории которого осенью 1987 года моджахеды планировали создать альтернативное исламское государство.

Документы той поры подробно фиксировали, когда и сколько исламских комитетов, автомобилей, складов с оружием, караванов, зенитных установок с расчетами и душманов он уничтожил. Счет идет на десятки в каждом случае. Особо отличился Анатолий Язон 23 августа 1988 года при прикрытии вывода афганских войск из населенного пункта Бамиан, где лично в результате грамотного, смелого маневра, преодолев противовоздушную оборону противника, метким ударом поджег большой склад с боеприпасами и горючим. В результате - опорный пункт душманов с 4 переносными зенитно- ракетными комплексами (ПЗРК), 5 пулеметами ДШК и 80 мятежниками был полностью уничтожен.

«Лучше промахнуться, чем своих задеть»

На вопрос, было ли страшно в Афганистане, Анатолий Григорьевич, вздохнув, ответил отрицательно: «Нас же с младых ногтей готовили к военной профессии. Страшно было другое - ошибиться. Особенно в первое время, и тогда, когда работали с наземными войсками. Местность сложная, мало ориентирная. А потом оказалось, что горы только на первый взгляд одинаковые. Стали замечать особенности рельефа. Одни пики и ущелья напоминают какую-нибудь фигуру, другие - предмет. Так и ориентировались относительно их. И все же, если далеко летим и знаем, что наших там нет, чувствуем себя спокойнее».

И на этой войне были моменты, о которых летчик вспоминает с досадой. «Командир разрешил короткий отпуск в Ташкент, при условии, что строго в назначенный срок все звено (6 человек) вернется, - рассказывает Анатолий Григорьевич. - В случае нашего опоздания, остальные группы отпуска лишались. Вот отдохнули и несемся на военный аэродром, чтобы улететь. Как старший штурман полка обращаюсь к диспетчерам напрямую и все объясняю. А мне в ответ: «Ничем помочь не можем. ИЛ-76 летит, но вас туда посадить нельзя». Почему? Бомбы везете? Был такой момент, что перевозили, и в таких случая запрещали сажать людей. Диспетчер устал от нас и отправил разговаривать с экипажем. Мы им: «Ребята, поймите – мы же военные летчики, должны помогать друг другу». Но в самолет нас так и не посадили. Оказалось, что они спецрейсом доставляли сено для коровы. На тот момент нашей верхушке важнее было парное молоко пить! Благо в эту ночь сел еще один самолет, и мы прилетели вовремя. Но неприятный осадок остался».

Под занавес афганской эпопеи

Под занавес всей афганской эпопеи полк вернулся на свою землю – на Украину. Здесь началась другая жизнь, и не всегда мирная. В одной из командировок в 1989 году Анатолий Григорьевич возглавил группу по перегонке боевых самолетов из Румынии в СССР. Только успели отправить самолеты, как случился переворот. Кругом беспорядок, Чаушеску расстреляли, введено чрезвычайное положение. Все советские граждане собрались на территории посольства. Для летчиков там места не нашлось: живите, где живете - в гостинице. Тогда они обратились по телефону к начальству в Бухарест. В ответ: «У нас стреляют, помочь ничем не можем». Выручили румынские военные моряки. Предоставили свою охрану и предложили на следующий же день отвезти в Бухарест. Извинились даже, что не сразу помогли. Как только летчики известили об отъезде консульство, те сначала не поверили, а потом попросили забрать детей и женщин, чтобы в Бухаресте уже всем вместе сесть на поезд. Чуть позже эта просьба в устах генерал-лейтенанта приобрела форму приказа. Так Анатолий Григорьевич стал ответственным за эвакуацию на территорию СССР 20 детей советских специалистов, работавших в Румынии. Дети учились в интернате, в пути к ним должны были присоединиться их матери.

«Вот тебе дети, документы, деньги - не прозевай, - напутствуют меня. - Приезжаем на вокзал – выводят перепуганных детей. Разместили их по купе, а они сбились все вместе и сидят как воробушки. С утра ничего не ели, с собой ничего покушать нет. Пошел к мужикам. Собрали, у кого что было и накормили детей. В два часа ночи мальчик приходит: «Дядя Толя, я буду с вами, у меня будильник есть, чтобы не пропустить станцию. Надо же маму встретить». До сих пор перед глазами стоит картина: ночь, станция, к составу бегут женщины, зовут детей. Сцена эвакуации, как в годы Великой Отечественной войны. У меня волосы дыбом. Начал кричать: «Мы здесь!». Тут такое началось… Но все разрешилось благополучно. Сели в поезд, собрались вместе: женщины выдохнули, мы перекрестились. Вот так пришлось мне и детей эвакуировать».

В июле 1991 года Анатолий Язон был отправлен в специальную командировку в Ливийскую Джамахирию, где находился до мая 1992 года. Опыт ведения боевых действий в горно-пустынной местности помог ему выполнить задачу по обучению ливийских летчиков атакам наземных целей. За выполнение этого непростого задания был награжден орденом Ливийской Джамахирии. Когда развалился Советский Союз, американцы «попросили» наших военных покинуть территорию этой страны.

Анатолий Григорьевич приехал в поселок Сиверский, и с 1992 года руководил полетами на аэродроме Сиверский Ленинградского военного округа. Большой опыт летной работы и общий налет в 2700 часов помогли Анатолию Григорьевичу четко и грамотно руководить полетами.

После выхода в запас Анатолий Григорьевич не изменяет активной жизненной позиции. В 1998 году получил второе высшее образование. Сейчас А.Г. Язон работает в Петербурге в строительной сфере. Является активистом Гатчинской районной организации «Российский Союз Ветеранов Афганистана».

А где же сейчас 168 истребительный, авиационный полк, в котором он служил? За годы Великой Отечественной войны полк, сформированный перед ее началом, выполнил 10 тысяч боевых вылетов, и столько же выполнил за Афганскую войну.

«Сейчас из истребительных полков, воевавших в Афганистане, остался один. Остальные все расформированы. И, думаю, не от большого ума, - высказал свое мнение Анатолий Григорьевич. – Когда заканчивал службу на Сиверском аэродроме, пришлось столкнулся с военными летчиками, которые в год по одному вылету делали. Какой же это летчик! Но страна тогда ни денег, ни керосина не давала. Потом стали закрывать летные училища…

Сейчас многое стало меняться. Модернизация ВВС и закупка новой авиационной техники стали главным приоритетом Государственной программы вооружения на 2011– 2020 годы. В ее рамках планируется закупка более 600 самолетов и 1100 вертолетов. Будем надеяться, что подумают и о подготовке кадров. Ведь техника – это хорошо, но нужно, чтобы появились и летчики, которые будут летать на новых самолетах и вертолетах».

Татьяна МОЖАЕВА

Гатчинская правда, № 17 (20310) от 14 февраля

 
По теме
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Театр – любовь моя и жизнь! - Газета Всеволожск Городская жизнь Театральное искусство – дело тонкое и очень трудоемкое. Актеры должны не просто играть своих персонажей, они должны перевоплощаться в них.
Газета Всеволожск Городская жизнь