До революции это имя было известно всей читающей России. Ре-Ми — такой музыкальный псевдоним взял себе Николай Ремизов, блестящий график, ведущий карикатурист дореволюционного журнала «Сатирикон», иллюстратор произведений Аркадия Аверченко, Саши Чёрного, Тэффи, Леонида Андреева. Как и Ремизов, некоторые из этих писателей стали эмигрантами. Но, в отличие от Ре-Ми, их имена уже давно и прочно утвердились в культурном пространстве современной России. В России последние сто лет имя Николая Ремизова встречалось разве что в общих трудах по истории сатиры и русской графики начала XX века или в книгах, посвященных художникам-сатириконцам. Ре-Ми был также известен как первый иллюстратор сказки Чуковского «Крокодил».
Не приняв революцию, Ремизов в 1918 году эмигрировал из России, проделав долгий путь через Константинополь и Париж в США (1922). В Америке полностью раскрылся его многогранный талант, позволив ему состояться в таких жанрах, как живопись, дизайн, сценография. Там, за океаном, его называли ведущим сценографом XX века. В период с 1924 по 1943 год Ремизов создал декорации и костюмы к 29 балетным постановкам, работая с такими знаменитыми хореографами, как Д. Лишин, А. Больм, Р. Пейдж. В костюмах, созданных Ре-Ми, танцевали Анна Павлова и Тамара Карсавина. В 1938 году он прославился, благодаря спектаклю «Фауст» в Лос-Анджелесе, над которым он работал вместе с легендарным режиссером М. Рейнгардтом.
Больше двадцати лет Ремизов проработал арт-директором киностудии «Парамаунт» в Голливуде. Его фильмография как художника-постановщика насчитывает 35 полнометражных лент и 5 телесериалов. Среди этих картин, в частности, первый фильм «Одиннадцать друзей Оушена» с Фрэнком Синатрой в главной роли (1960).
Николай Ремизов прожил в Америке больше пятидесяти лет, до самой своей смерти в 1975 году. Но домой, в Россию, он «вернулся» только недавно, после публикации первого посвященного ему труда — книги «Неизвестный Ре-Ми» американской исследовательницы русского происхождения Ларисы Вульфиной. Презентация этой книги состоялась в ноябре 2017 года в Москве, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.
Эта многостраничная, богато иллюстрированная монография знакомит читателя с биографией и работами блестящего графика, карикатуриста, живописца, театрального декоратора и интерьерного дизайнера. В рамках этой презентации открылась и одноименная выставка, на которой были представлены экспонаты, переданные Дому русского зарубежья семьей Вульфиных. Переданная на родину Ремизова, в Санкт-Петербург, эта выставка добралась и до Гатчины. На ней в виде фотокопий представлены живописные и графические работы Ремизова, эскизы к театральным постановкам, автопортреты и шаржи.
Готовя эту экспозицию для гатчинцев, ее кураторы, сотрудники «Купринки» Наталья Краева и Наталья Юронен дополнили ее литературой из фондов библиотек Гатчины. Здесь можно увидеть книгу «Как нарисовать крокодила» С. Летовой, в которой, в частности, рассказывается об иллюстрациях Ре-Ми. Также представлены издания «Теплая компания. Сборник фельетонов» (1915-2016) и «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (1910), в которых есть иллюстрации Ре-Ми.
Как говорит Наталья Викторовна Юронен, появление такой выставки в Гатчине не случайно. В нашем городе жил и творил старший коллега Ре-Ми по цеху, карикатурист Щербов. Известно, что оба принимали участие в одних и тех же выставках. При этом в ранних работах Ремизова прослеживается стилистическая связь с Щербовым. Так, например, карикатура Ре-Ми «Салон ее светлости Русской Литературы» явно перекликается с известной работой Щербова «Базар XX века».
Центральный персонаж «Салона ее светлости» - Александр Куприн, грузно склонившийся над рюмкой. Если можно так выразиться, таким мы Александра Ивановича «видим» не часто. Как карикатурист, Ремизов был совершенно беспощаден к своим героям. Еще один, не менее убийственный шарж на Куприна Ре-Ми едко назвал «Поединок».
Как считает Наталья Юронен, хотя этому и нет прямых подтверждений, Ре-Ми и Куприн могли пересекаться в жизни. Оба сотрудничали с журналом «Сатирикон», оба заглядывали в ресторан «Вена» неподалеку от редакции. В 1920 году Ре-Ми оказался в Париже, где уже был Куприн. В первом парижском номере журнала для детей «Зеленая палочка» был напечатан рассказ Куприна «Козлиная морда» с иллюстрациями Ремизова.
Но карикатурист Николай Ремизов был беспощаден не только по отношению к своим героям, но и к самому себе, о чем свидетельствуют пять представленных на выставке автопортретов. А вот каким его видели другие люди, можно судить по прекрасным портретам художников И. Репина (1917), А. Яковлева (1934), М. Добужинского. Ироничная улыбка, насмешливый и в то же время печальный взгляд — многие воспринимали Ре-Ми как весьма остроумного, но довольно мрачного человека.
Как считает Наталья Юронен, экспозиция «Неизвестный Ре-Ми», как и первая книга о нем, могут дать толчок к возвращению в Россию имени еще одного нашего талантливого соотечественника. Каждый может увидеть на этой выставке что-то свое. Кто-то вспомнит рисунки из сказки Чуковского, кто-то - старый «Сатирикон». Дизайнеры обратят внимание на Ремизова как на художника массовых представлений и интерьеров, как внутренних, так и уличных. Знатоки театра и кино вспомнят старые американские фильмы и нашумевшие в свое время театральные постановки.
Юлия Лысанюк