Николай Чикер – адмирал, спасатель, сиверчанин

Николай Чикер – адмирал, спасатель, сиверчанин
Николай Чикер – адмирал, спасатель, сиверчанин
okeanskiy-spasatelnyy-buksir
Фото: gatchinka.ru

В истории Аварийно-спасательной службы северной экспедиции ЭПРОН (ЭПРОН — АСС) было три человека, которые внесли наибольший вклад в её становление и развитие. Это контр-адмиралы Фотий Иванович Крылов, Александр  Алексеевич  Фролов  и Николай Петрович Чикер. В моём рассказе речь пойдёт о нашем земляке — сиверчанине Николае Чикере.


Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОН — АСС. После окончания в 1936 году Ленинградского кораблестроительного института он был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН, где проявил себя незаурядным корабельным офицером и хорошим организатором. В 1938 году служил в Балтийской экспедиции ЭПРОН.
В 1939 г. Николай Петрович, по ходатайству академика А.И. Крылова, который видел в нём незаурядного специалиста-инженера, поступил учиться в Военно-морскую академию, которую и закончил в 1942 г.

В 1942 г. бригадой авторов, которую возглавлял Николай Петрович, была создана «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъёмному и водолазному делу». В 1960-е годы под руководством Н.П. Чикера был написан второй справочник «Специалист АСС ВМФ». В обоих случаях Николай Петрович был организатором и мозгом творческого коллектива. В период 1948-1956 гг. Н.П. Чикер был заместителем начальника НИИ АСС и сделал многое для его становления и развития. В это же время, в 1949-1950 гг., он возглавил работы по подъёму лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы по постановке крупнотоннажных судов на ровный киль и их подъёму выполнялись по проектам, разработанным на основании идей Н.П. Чикер.
За разработку и коренное усовершенствование методов подъёма крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н.П. Чикером была удостоена Сталинской премии за 1950 г.
Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъёма большого количества затопленных кораблей и судов, а, следовательно, разработки проектов судоподъема. Для этих целей под Москвой в г. Зеленодольск под руководством Н.П. Чикера было создано проектное бюро.

29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 г. Н.П. Чикера назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъёму линкора. Генеральный план подъёма корабля был разработан Н.П. Чикером. Он был руководителем всех работ на линкоре, включая его перевод из Севастопольской бухты в бухту Казачья.

В августе 1957 г. на Чёрном море на глубине 83 метров затонула подводная лодка М-351 проекта А-615. Работы по спасению подводной лодки выполняло спасательное судно «Бештау». На него прибыли командующий Черноморским флотом В.А. Касатонов и сопровождающие его адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти Николая Петровича (он ехал в поезде Ленинград — Мурманск) и самолётом доставить на место аварии. Через 15 часов после аварии подводной лодки Н.П. Чикер прибыл на СС «Бештау», вступил в непосредственное руководство спасательными работами. За 84 часа М-351 была поднята с полным составом экипажа.


В мае 1959 г. ему было присвоено звание контр-адмирал. Н.П. Чикер продолжал свою работу на самых трудных участках спасательных работ. В 1962 г. под его руководством подняты две аварийные подводные лодки на Северном флоте. В успехе уникальных работ по подъёму в 1969 г. в Баренцевом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80 с использованием СПС «Карпаты» есть большая доля сил, знаний и опыта Н.П. Чикера.
В 1963 году, после неоправданного объединения ВФ и АСС ВМФ Н.П. Чикер был назначен заместителем начальника этой организации и прослужил до увольнения в запас по возрасту в январе 1972 года. Весь этот период был насыщен энергичной работой на флотах, заботами о проектировании и строительстве новых типов спасательных судов, подводных аппаратов, спасательной и водолазной техники. Плоды этой работы видны и сейчас.
Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.
Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в посёлке Сиверская близ Петербурга. Окончив школу, рабфак, он сочетал работу на заводах с учёбой в институте, который сумел окончить с оценкой «отлично». Затем длительные годы жизни, полной тяжёлых физических и моральных нагрузок, на авариях, других работах в морях, служба в ЭПРОН — АСС.
Были и личные невзгоды — Николай Петрович и верная подруга всей его жизни Надежда Андреевна потеряли единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.
Не обошли Н.П. Чикера и невзгоды сороковых годов. Родная сестра Николая Петровича в 1941 году вместе с «другом» —  народным артистом СССР Печковским — ушла к немцам и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович (в этом ещё раз проявилась его безукоризненная порядочность) не отрёкся, а усыновил тогда сына сестры, своего племянника. Что это значило в то время, известно: недоверие, задержки в назначении на высшие должности, многое другое. Но ничто не сломило Николая Петровича Чикера. Он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вёл активную научную и общественную работу.
Н.П. Чикер был другом и заместителем знаменитого Жак-Ива Кусто по международной федерации подводной деятельности, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу. С 1974 г. — бессменный председатель президиума Совета ветеранов АСС ВМФ.
В его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 г., сотни коллег и учеников Николая Петровича участвовали в его чествовании в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ. А на следующий день было обильное застолье в родной Сиверской. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженой головой человек, немного смущённый, но с ясным, полным ума взглядом. Его окружали друзья — учёные, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.
Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 г. в возрасте 79 лет там, где и родился — в посёлке Сиверская под Ленинградом.
По морям и океанам ходит мощное спасательное судно  «Николай Чикер» как память о выдающемся организаторе аварийно-спасательного дела нашей Родины — России, человеке, достойном поклонения.

 

Подготовила краевед Тамара МИРОШНИЧЕНКО из п. Сиверский по материалу «Три адмирала» Элизара ЛЕЙБОВИЧА

 

 

 
По теме
По поручению прокурора Ленинградской области Сергея Жуковского на системной основе проводится разъяснительная работа по вопросам безопасности при использовании информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина