Главный хранитель Посвящается памяти Аделаиды Сергеевны Елкиной

9 февраля  2015 года  местом прощания с музейщиком по призванию, замечательным человеком стал Танцевальный зал Розового павильона в заснеженном Павловском парке. Павильон был построен Андреем Воронихиным и Карлом Росси для Марии Федоровны, обожаемой Аделаидой Сергеевной императрицы, которой она посвятила одну из своих книг. И к розам, любимым цветам венценосной хозяйки павильона, которыми расписаны стены, украшен потолок, мебель добавились траурные венки.  День прощания был на редкость солнечным, и казалось, что лучезарный Аполлон покровитель искусств, бронзовая скульптура которого находится рядом в Старой Сильвии, тоже прощается с истинной служительницей Муз.

Сегодня в  канун  сорока  дней со  дня  кончины  Аделаиды Сергеевны  Елкиной  посвящаются  ей  эти строки…

Аделаида Сергеевна Елкина родилась 4 апреля 1938 года в поселке «Электростанция» Приморского района Приморского края, куда ее родители приехали на комсомольскую стройку. После окончания Педагогического института в Благовещенске она приехала в Северную столицу. Ее карьера музейного работника началась в 1962 году в Павловском дворце-музее под руководством легендарного директора Анны Ивановны Зеленовой , которая стала для нее целым миром: наставником, учителем, старшим другом. Именно Анна Ивановна рекомендовала свою любимую ученицу в Гатчину. Вместе они разрабатывали планы возрождения и музеефикации Гатчинского дворца и Дворцового парка по научной методике, основанной на опыте восстановления Павловска в послевоенные годы, а также экспозиции будущих парадных залов и выставок из спасенных во время Великой Отечественной войны коллекций.  Восстановить Павловский дворец А.И.Зеленова считала исторической справедливостью и своим профессиональным долгом перед памятью ее коллег из Гатчины, погибших во время войны, вернуть из небытия и Гатчинский дворец, в котором она бывала до войны и хорошо знала.
Вначале став главным хранителем парка (в то время Дворцовый парк имел статус «Парка культуры и отдыха»), Аделаида Сергеевна развернула обширную работу по восстановлению музейных объектов в парке: исторической планировки целого ряда районов (Придворцовых садов, районов Адмиралтейских ворот, Турецкой палатки , острова Любви и др.), реставрации Горбатого, Карпина мостов, павильона Орла, колонны Орла , павильона Фермы, Адмиралтейских, Березовых ворот, Портала «Маска», Бастионной стены. В 1975 году по ее инициативе был воссоздан уникальный парковый павильон « Березовый домик » с прилегающей территорией и реставрирован павильон Венеры . Благодаря музеефикации Березового домика и павильона Венеры Дворцовый парк вновь приобрел музейную категорию и возможность финансирования в этом направлении, в том числе для приобретения музейных предметов.

В 1968 году под ее руководством в Дирекции парка, которая находилась в здании бывшего Птичника на берегу реки Колпанки, был восстановлен научный отдел, ликвидированный в начале 60-х годов. Через год меня приняли первым и до 1985 года единственным постоянным научным сотрудником, ее верной помощницей.
Подготовленные нашим отделом многочисленные архивные, иконографические, археологические и другие необходимые материалы легли в основу законодательных документов по присвоению Гатчинскому дворцу и парку статуса «Государственного историко-художественного музея-заповедника» в 1995 году.Также Аделаида Сергеевна взяла на себя титанический труд по освобождению здания дворца от непрофильного использования. В результате в 1976 году реставраторы, наконец, вошли в Гатчинский дворец, еще занятый НИИ «Электронстандарт». При этом решающую роль сыграло письмо - обращение ХХV съезду КПСС, подготовленное ею совместно с А.И.Зеленовой.



Параллельно научный отдел проводил огромную работу по сбору материалов по истории дворца, его строительству и перестройкам, уникальным интерьерам, ценнейшему убранству, а также возврату коллекций дворца, спасенных в годы войны, из других музеев.  Самым счастливым для нас стал день 8 мая 1985 года , когда Гатчинский дворец-музей открыл свои первые возрожденные залы, а затем и выставки. Аделаида Сергеевна и в последующие годы продолжала возрождать и хранить любимый дворец, музейной работы было много. Она приняла самое активное участие и в спасении после 2-х неудачных попыток реставрации уникального землебитного Приоратского дворца .
Но в 1998 году главный хранитель возрожденного ею дворца-музея была вынуждена перейти работать в Павловский дворец из-за смены директора и несогласия с целями и методами работы вновь пришедшей, ее непрофессионализмом, «развращением» коллектива.  Но, даже работая в Павловске, Аделаида Сергеевна продолжала следить, любить и переживать за Гатчинский музей. Большой вклад она также внесла в сохранение и реставрацию архитектурных и исторических сооружений Гатчины и Гатчинского района, активно содействуя работе Общества по охране памятников.
Аделаида Сергеевна является автором многих статей и книг. В отдельных изданиях и научных сборниках она опубликовала ранее неизвестные источники по истории Гатчины, Павловска. Из ее книг изданы: «Сделай это для меня», посвященная директору А.И. Зеленовой, « Венценосная художница » - императрице Марии Федоровне, по Гатчине - «Гатчина» из серии «Города России» и последняя « Мой дворец », которая стала ее исповедью и своеобразным завещанием. Книгу еще можно купить в магазине на Соборной улице. В планах Аделаиды Сергеевны было намечено написание еще не одной книги. Она была очень талантливым человеком, с огромной фантазией. Мне удавалось слышать, как она поет, а как она умела рассказывать. На лекциях многие гатчинцы были ею очарованы.

Нас с Аделаидой Сергеевной или Делей, как мне привычнее ее называть не по паспорту, связывает почти полвека лет жизни, дружбы и главное - работы. И сегодня не хочется верить, что такого энергичного, деятельного, целеустремленного, полного планов на будущее, не знающего страха бойца, могла одолеть коварная болезнь, и ее больше не будет с нами.  На гражданской панихиде собралось много людей, желающих проститься с Аделаидой Сергеевной. Выступали и зачитывались письма-соболезнования из разных музеев, учреждений, общественных организаций. В эти скорбные минуты я не могла не вспомнить, как 35 лет назад в такой же холодный январский день убитая горем Аделина Сергеевна стояла в Греческом вестибюле Павловского дворца у гроба своей любимой Анны Ивановны. Для нее это была огромная трагедия.
И всю дальнейшую жизнь А.С. Елкина, несмотря на непонимание и даже сопротивление, боролась за увековечивание памяти директора Зеленовой , которая еще при жизни стала легендой. Кроме книги об Анне Ивановне с множеством редких и ценнейших документов - свидетелей предвоенных, военных и послевоенных лет, Аделина Сергеевна была инициатором создания ее мемориального кабинета в Павловском дворце. А как она хотела дождаться установления памятника А.С. Зеленовой в Павловске, модель которого уже существует.
После отпевания в соборе Св.Николая Чудотворца Аделаиду Сергеевну похоронили в Павловске недалеко от могилы Анны Ивановны. И если верить, то они должны встреться вновь, но уже в ином мире.
Из своих 52 лет служения музейному делу 30 Аделаида Сергеевна  отдала нашему городу Гатчина. Ее упорство, профессионализм, способность идти вразрез с мнением многих, умение убедить и вдохновить, подчас даже некий авантюризм сделали почти невозможное - Гатчинский дворец был открыт и теперь никто не сомневается, что у него должно быть будущее, чтобы занять прежнее место в «жемчужном ожерелье» пригородов Санкт- Петербурга.

А для меня Аделаида Сергеевна  Елкина всегда останется главным хранителем Гатчинского дворца-музея и парка. Она достойно пронесла эстафету, принятую у прежнего поколения истинных музейщиков. В истории Гатчинского  дворца - музея было только два настоящих хранителя: Серафима Николаевна Балаева (с 1919 по 1960 гг) и Аделаида Сергеевна Елкина.

Светлая им память.

Валентина Владимировна  Федорова

Аделаида Сергеевна ЕЛКИНА, главный хранитель Гатчинского Дворца - музея 1968-1998 г.г.
 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина