Практика ведёт к совершенству

В середине 90-х годов одна из учениц нашего лицея на целый учебный год стала учащейся школы маленького американского городка Коблскилл, штат Нью-Йорк. Вернувшись, она рассказывала, как иногда ее новые американские знакомые по особенностям ее произношения «точно» определяли, уроженкой какого штата она является, не подозревая, что перед ними русская девочка Настя, уроженка Гатчины, изучавшая английский язык в лицее №3…

Учащиеся нашего лицея хорошо понимают, что изучение иностранного языка развивает и совершенствует те самые коммуникативные навыки и умения, которые особенно необходимы в современных условиях интенсивных международных контактов. Выпускники 9-х и 11-х классов успешно сдают выпускные эк- замены по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ; так, на- пример, в этом году выпускница 11-го класса Валерия Бурьянова получила на ЕГЭ 97 баллов. Сейчас – заблаговременно – хочется дать несколько советов о том, как сделать процесс подготовки к экзаменам полезным, эффективным, менее болезненным и тревожным.

Важное значение имеет психологический настрой. Необходимо быть уверенным в себе, но помнить, что знание предмета зависит от серьезной и кропотливой работы. Надо настраиваться не на то, что до экзаменов целых восемь с лишним месяцев, а на то, что всего восемь с небольшим месяцев. Далее: более успешно сдают экзамен учащиеся, которые четко знают структуру и формат экзамена, ориентируются во времени и умеют его распределять. Очень важно внимательно читать задания, обращать внимание на ключевые слова и правильно, внимательно заполнять бланк ответов. Для формирования необходимых навыков надо выполнить большое количество заданий типа заданий ГИА и ЕГЭ. Как говорят англичане, «Practice makes perfect» – практика делает совершенным (тебя или твое дело); в нашем фольклоре – «У кого сноровка, тот работает ловко», или еще мощнее: «Терпение и труд все перетрут». Терпение вспомнилось не случайно: это о систематичности в работе. Особенно систематической подготовки требует задание С (эссе), в котором необходимо изложить свое мнение о проблемной ситуации. При оценке этого задания будут учитываться решение коммуникативной задачи, организация текста, ошибки как в грамматике, так и в лексике.

Еще не поздно предупредить о том, что планируется дополнить ЕГЭ разделом «Говорение», - это вполне логично с точки зрения развития коммуникативных навыков и умений. В ГИА этот раздел уже существует; в нем два типа заданий: тематическое монологическое высказывание и диалогическая речь. В монологе нужно говорить по теме, не отклоняясь, соблюдать последовательность, использовать средства логической связи между частями монолога, приводить не менее двух развернутых аргументов по каждому вопросу задания. Во время диалога при сдаче ЕГЭ надо будет не только аргументированно высказать свою позицию, но и привести контраргумент на мнение собеседника. Очень важно, чтобы ваш ответ на реплику собеседника выражал и эмоциональную составляющую – ваше удивление, одобрение, сомнение. Цель диалога – придти к соглашению, иначе задание считается невыполненным. Если же тема раскрыта в полном объеме, социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения и цель общения достигнута – диалог оценивается максимально. Но нужно еще быть заинтересованным и вежливым собеседником; наконец, нужно активно демонстрировать большой словарный запас и владение разнообразными грамматическими структурами.

Чтобы возникало меньше сложностей с лексикой и грамматикой, нужно выучить три формы английских глаголов, уделяя особое внимание глаголам неправильным (не только запомнить, но и узнавать!). И необходимо научиться свободно отличать действительный залог от страдательного.

В подготовке к экзамену вам поможет Интернет. Не забудьте о демоверсиях с сайта Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru); старайтесь выполнить тесты за положенное время, проверяйте тесты по ключам и выявляйте пробелы в знаниях. Рекомендую абсолютно бесплатный сайт www.engvid.com. Здесь вы сможете получить дополнительные знания от носителей языка. Учителя в интересной форме объяснят тонкости грамматики, произношения. В комментариях преподаватели отвечают на заданные вопросы.

Опыт показывает, что наиболее устойчивые умения выпускников сформировались в разделе «Чтение». Очень важен словарный запас; для его пополнения лексику нужно видеть в контексте, извлекать новые слова из текста и пытаться строить с ними собственные высказывания. Работа и упражнения с текстами помогут вам хорошо подготовиться к разделу «Чтение».

А хуже всего школьники справляются с первым разделом экзамена – аудированием; большинство учеников свои самые низкие баллы получают за задания этого раздела. При подготовке нельзя оставлять его напоследок, надо заниматься регулярно, слушать тексты носителей языка – и будет заметный прогресс. Рекомендую специальный раздел сайта Британского совета http://learnenglich.britishcouncil.org/en, на котором вы найдете и (главное!) услышите много полезной информации.

Наконец, очень важно не упускать возможностей, которые предоставляет внеурочная деятельность. Активно участвуйте в конференциях, конкурсах и других мероприятиях, связанных с языком. Это та же самая practice, которая делает вас и ваши знания perfect!

Дорогие выпускники! Осознайте всю серьезность предстоящего экзамена, распределите работу по подготовке к нему равномерно, а перед сдачей просто повторите и систематизируйте пройденное. Желаю вам всем успешно сдать экзамены!

Татьяна ФЕДОРЧЕНКО, учитель английского языка лицея №3

Гатчинская правда, № 120 (20414) от 22 октября

 
По теме
ONRtLzgrXVA - Газета Балтийский луч Накануне дня архивов, отмечаемого в марте, в центральном государственном архиве Санкт-Петербурга открылась выставка архивных документов,
Газета Балтийский луч
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина