Сергей Романов: «В Гатчину влюблён давно»

Встреча с главным архитектором г. Гатчины, почетным архитектором России С.Н. Романовым проходила в его кабинете, сплошь заставленном разнообразными макетами отдельных зданий и целых микрорайонов нашего города. На полках – книги и каталоги по архитектуре. Везде небольшой беспорядок, присущий всем творческим личностями, в котором только они и могут ориентироваться. Разговор начался с обсуждения развития микрорайона Аэродром, где предусматривается строительство храма с соседствующей приходской школой. Сергей Николаевич даже сделал неожиданное признание…

- Мне в своей жизни так и не удалось построить храм. Хотя всегда хотелось.

- Вы верующий человек?

- Нет, скорее атеист. Но для архитектора строительство храма – это прекрасная возмоность проявить себя. Огюст Монферран был католиком, при этом занимался строительством Исаакиевского собора, который стал настоящей гордостью всех православных людей нашей страны.

- Откуда у вас появилось увлечение архитектурой? Повлияли родители?

- Нет, я вырос в семье медиков.

- Почему не пошли по их стопам?

- Почти пошел. Поддавшись уговорам, подал документы в медицинский институт и даже сдал четыре вступительных экзамена, но потом передумал и забрал документы.

Мне всегда хотелось быть либо художником, либо скульптором. Пока служил в армии, пришло осознание, чем в действительности хочу заниматься. Много читал про художников эпохи Возрождения, которые были не только художниками, но и архитекторами. Возможно, это и повлияло на окончательный выбор профессии.

Перед поступлением на архитектурный факультет Ташкентского политехнического института занимался с репетитором, посещал художественные курсы. Несмотря на склонность к гуманитарным наукам, пришлось поднатореть в точных дисциплинах, которые напрямую связаны с архитектурой – физика, начертательная геометрия, высшая математика.

- Думаю, для многих наших читателей будет неожиданностью узнать, что монумент, построенный по вашим эскизам и чертежам, стал одним из символов великой стройки СССР – Байкало-Амурской Магистрали. Расскажите об этом подробнее.

- Это была середина 1980-х годов. В то время я трудился в Узбекистанском НИИ по проектированию и градостроительству. Наша мастерская занималась градостроительной разработкой поселков по пути строящегося тогда БАМа. На нашем участке располагался пос. Куанда, в котором как раз должен был произойти так называемый «Золотой стык» БАМа. Руководству НИИ было предложено провести внутри института конкурс на создание проекта соответствующего монумента. Вместе с коллегой мы разработали и представили проект, который, к нашему удивлению, утвердили. Далее начался длительный этап его согласования на всевозможных уровнях власти. Ситуация осложнялась еще тем, что до конца «великой стройки» оставался всего год, за который мы должны были успеть не только спроектировать монумент, но и запустить его в производство. Не помню точную дату, но мы успели в срок и в 1985 году монумент «Золотая стыковка БАМа» был торжественно открыт. Кстати, в натуральную величину свой проект так и не удалось увидеть.

- Что привело вас в Гатчину?

- Однажды в 1990 году прочитал в приложении к строительной газете «Архитектура» объявление о том, что Совет депутатов г. Гатчины объявил конкурс на замещение вакантной должности главного архитектора города. Не особо надеясь на победу, отправил по адресу: г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 1 необходимый пакет документов и спокойно отправился на конкурс архитекторов в г. Баку. А когда вернулся, узнал, что меня приглашают пройти второй тур уже непосредственно в Гатчине. Собрал свои наработки, которые сегодня назывались бы портфолио, и отправился в путь. Помню, это был ноябрь. Была настолько сильная метель, что с Балтийского вокзала даже дворца не было видно.

Из четырех кандидатов, заявившихся на конкурс, конкурсная комиссия выбрала меня, а на сессии депутаты г. Гатчины мою кандидатуру утвердили окончательно.

Нелегко было решиться на переезд. В Ташкенте была вся моя жизнь – творческая деятельность, любимая работа, семья, друзья. Кроме того, работа чиновника зачастую идет вразрез с творческими порывами архитекторов, потому что приходится смотреть на все уже с экономической точки зрения. И все же на семейном совете было решено переезжать и заступать на новую должность.

- В Гатчине построено что-либо по вашим собственным проектам?

- Горжусь двумя личными проектами: это бульвары на ул. Зверевой и ул. Рощинской. Когда только переехал в Гатчину, ул. Зверевой была настоящим «танкодромом» с уложенными вкривь и вкось плитами. Зато теперь она, как и площадь, является центром притяжения для всех жителей микрорайона Аэродром, где можно погулять с детьми, посидеть на лавочках. И все это благодаря Станиславу Семеновичу Богданову, в честь которого сегодня назван этот бульвар и площадь. Ему также принадлежит идея создания бульвара на Рощинской. Раньше там была большая парковка для автомобилей, а сегодня – гуляют молодые мамы с колясками, катаются роллеры и велосипедисты, отдыхает молодежь, некоторые умудряются летом даже купаться в фонтане. Возможно, это мешает жителям соседних домов, но это и есть настоящая жизнь города.

В других проектах мое участие было скорее консультативным: кое-что подсказывал, что-то поправлял. В основном, работа городского архитектора состоит в том, чтобы организовать и курировать градостроительный процесс, чем, собственно, и занимаюсь последние 23 года.

- С точки зрения архитектора, как Вы оценили Гатчину по приезде и как Вы оцениваете ее сейчас?

- Гатчина – сложный город со своей богатой историей, в который я давно влюблен. Гатчина родилась не так давно, как город, и история градостроительства почти вся еще на виду. Кое-что было подпорчено в советские времена, во время развития промышленности, когда велась рядовая застройка. К ней можно отнести дома на Хохловом поле, вдоль Варшавской линии, некоторые дома на ул. Карла Маркса. С точки зрения градостроительства, все расставлено правильно, а во время цветения весь город смотрится гармонично и уютно. Мне нравится, что в Гатчине сохранились красота и дух провинциального города с имперскими амбициями и некая «дачность».

- Были ли градостроительные проекты в Гатчине, которые оказались на ваш взгляд неудачными?

- Для меня памятник Воину-освободителю в Революционном переулке так до сих пор и остается незаконченным. За спиной у солдата должны были развиваться крылья, как у богини победы Ники. Но скульпторам не удалось донести эту идею из выбранного для изготовления монумента материала. Кстати, камни для этого памятника мы собирали вместе со скульпторами по всей территории Гатчины на полях боевых сражений.

- Какое соотношение в вашей работе между творчеством и рутиной?

- Творчество проявляется в обсуждении проектов, их разработке, стратегии строительства. А 90 % это, конечно, рутинная работа чиновника – прием граждан, ответы на запросы из прокуратуры и многое другое. Но без рутины в чиновничьем деле нельзя, иначе все развалится.

- В городской архитектуре детские площадки – особая тема. Если бы у вас был неограниченный бюджет, какой городок для детей вы могли бы построить?

- Существует огромное количество каталогов профессиональных фирм, предлагающих всевозможные варианты детских площадок и городков. Были бы деньги. Если говорить о строительстве, то было бы интересно построить тематический городок для детей, связанный, например, с историей Гатчины. Но без сертифицированного профессионального оборудования все равно было бы не обойтись, потому что детский травматизм на площадках - это серьезная проблема.

- У вас есть любимый микрорайон в Гатчине?

-Трудно назвать какой-то определенный. Вижу, каким может стать Аэродром в будущем по генеральному плану развития, и это не может не радовать. Если брать существующие объекты, то, безусловно, нравится пешеходная часть ул. Соборной, пр. 25 Октября, в спальных районах встречаются удивительные места, в основном, благодаря усилиям жильцов, которые умудряются создать рядом со своими домами настоящие сады.

Но все же существует одно место в городе, к которому отношусь особенно трепетно. Если свернуть с ул. Карла Маркса на ул. Гагарина в сторону Кирхи, то эта часть улицы в летнее время меня особенно завораживает. Дома, построенные в сталинском стиле, высокие липы, соотношение высоты домов, ширины улицы, плюс сочетание солнечного света, который проходит через листву, почти полное отсутствие автомобилей и замыкающий эту композицию храм – все это очень красиво, уютно, спокойно.

- Какой стиль в архитектуре вам ближе всего?

- Люблю модерн, восхищаюсь готикой. В Гатчине есть прекрасный объект, построенный в стиле нео-готики. Это разрушенный на данный момент костел на ул. Володарского. Было бы прекрасно, если бы католическая община нашла средства на его восстановление.

- У вас душа не болит за весь гатчинский недострой?

- Конечно, болит. Но приходится быть циничнее, потому что объять необъятное, к сожалению, невозможно. Нужно уметь принимать все стоически и философски, потому что городская архитектура формируется десятилетиями.

- У вас есть хобби?

- Люблю читать историческую литературу, мемуары, книги по архитектуре. Люблю все, что связано с культурой, биологией, животным миром.

- Вы азартный человек?

- До определенной степени. В молодости много занимался спортом, но никогда не боролся за первые места. Для этого нужно иметь определенный характер. Мне больше по душе коллективные виды спорта – баскетбол, альпинизм, горный туризм.

- Если бы у вас была возможность выбрать любого собеседника, чтобы провести с ним вечер, кто бы это был?

- Думаю, это был бы кто-нибудь из режиссеров. Например, А.А. Адабашьян или Н.С. Михалков. Они абсолютно разные, даже противоположные, но было бы интересно пообщаться с обоими. Режиссерская профессия мне близка, возможно, потому что я сам должен быть в какой-то степени режиссером, как архитектор и как чиновник.

…Разговор еще долго продолжался, пока Сергей Николаевич показывал фотографии своих макетов, которые когда-то должны были стать (а многие и стали) больницами, кварталами, станциями метро, жилыми домами. Необычные фотографии макетов, как будто бы из мира будущего, резных изделий по дереву, аэрография – все это багаж невероятно талантливого человека, который сегодня по праву занимает должность главного архитектора нашего города.

Беседовала Ирина ХРУСТАЛЁВА

Гатчинская правда, № 27 (20471) от 13 марта

 
По теме
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина