Вера, до которой нужно дорасти

14 октября 2014 года в По- кровском соборе Гатчины пройдут торжества по поводу 100-летия храма. История этого красивейшего памятника архитектуры начала XX века еще ждет своих исследователей. О том, как строился самый большой храм Гатчины, и что завещали нам его строители, рассказывается в этом очерке.

Возведение каменного собора на территории Покровского подворья в Гатчине к началу XX века стало жизненно необходимым. Существующая деревянная Покровская церковь, переделанная из жилого дома, уже не вмещала всех прихожан. «В воскресные и праздничные Богослужения, – сетовала в одном из своих прошений Аполлония – настоятельница Пятогорского Богородицкого женского монастыря, – стало очень тесно и душно». Гатчинский купец Козьма Карпович Карпов, пожертвовавший монастырю старую городскую усадьбу, готов был принять участие в финансировании проекта, за что и получил звание «строителя» собора.

В июне 1905 года постройка храма на Гатчинском подворье Пятогорского монастыря получила официальное разрешение. Причем при условии, чтобы работы производились не вдруг, а постепенно, по мере накопления средств. Планировалось, что строительство будет осуществляться также на пожертвования разных благотворителей и на средства, собираемые по «Сборным книгам», выдаваемым из Петербургской Консистории.

Создание Строительной комиссии было поручено игумении Аполлонии. В ее состав вошли: строитель, он же казначей Козьма Карпович Карпов, главный проектировщик архитектор Леонид Михайлович Харламов, жена Карпова – Ирина Афанасьевна, некоторые священники гатчинских церквей и монастырского подворья, в том числе о. Алексий Благовещенский, а также две монахини Анна и Евгения. Кроме того, в комиссию входили основные подрядчики из потомственных почетных граждан и гатчинских купцов: П.М. Пожарский, А.Г. Копенев, М.П. Веревкин. Председателем комиссии была избрана настоятельница монастыря игумения Аполлония, которая вела переписку с различными ведомствами.

В строительный сезон 1905 года было завершено устройство фундамента нового храма. По справке архитектора Л.М. Харламова площадь возводимой церкви составляла до 95 кв. сажень, а помещение церкви было рассчитано на 1500 человек. Но планируемая официальная закладка Покровского собора была сначала отложена до весны 1906 года, а затем перенесена на 1907 год.

Перенос срока официальной закладки собора происходил по причине возникшего дефицита средств, которые обеспечивали бы строительство нужными материалами. В это время игумения Аполлония пишет множество частных писем к промышленникам с нижайшими просьбами помочь какими-либо материалами. Она обращается к гатчинскому промышленнику Томасову, содержавшему лесную биржу, в числе ее адресатов Петр Васильевич Голубинин, которого настоятельница просила заказать за свой счет изготовление живописных икон, священнических облачений и других работ для подворья, исполнять которые предлагала в мастерских монастыря. Обращалась она и к вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III в мае 1907 года с просьбой пожаловать большой запрестольный образ – мозаичный по стеклу, поднесенный императору одной из фирм стекольного производства на Первом съезде русских зодчих. Образ хранился в кладовой Аничкова дворца. 22 мая 1907 года пришло официальное сообщение о пожаловании иконы «Спасителя».

Но в целом попытки игумении заинтересовать в строительстве собора различные ведомства были не очень успешными. На этом фоне выделяется пожертвование на строительство Великого князя Михаила Александровича (брата Николая II) трех тысяч рублей, в качестве частного лица.

Возводимый в Гатчине собор, тем не менее, имел поддержку местного населения и местных властей. Здесь медленно, но упорно продвигались к намеченной цели. Поставки строительных материалов осуществлялись из различных мест: алебастр – из Изборска, железный товар и цемент из Санкт-Петербурга, известь – со станции Угловка, бутовая плита и цоколь – из Нарвы, цемент – из Чудова.

Официальная закладка храма состоялась 3 июня 1907 года, когда строение было возведено «повыше фундамента».

В июне 1908 года Строительная комиссия рассматривала предложение петербургских инженеров А.А. Полевицкого, Л.Ф. Наумана, В.А. Бари о перекрытии всего церковного здания железобетонными сводами. Инженеры, по словам игумении Аполлонии, «уговорили К.К. Карпова сделать крыши на куполах и колокольне новоизобретенные железобетонные, что стоило так дорого, что во много превзошло его расчеты».

В строительный сезон 1909 года приступили уже к изготовлению церковных крестов, венчающих главы храма. К.К. Карпов заказал шесть железных больших крестов на заводе А.С. Лаврова в Мариенбургской части Гатчины. Золотить их должны были сестры Пятогорского монастыря. Все работы по изготовлению и золочению крестов были завершены в апреле 1910 года. Именно в это время игумения Аполлония испрашивала у митрополита Санкт-Петербургского Антония благословения на установку крестов. Можно сказать, что этими работами был завершен целый строительный этап – возведение собора вчерне.

Ко времени окончания основных работ из капитала К.К. Карпова по приходно-расходной книге было израсходовано 91789 руб. 84 коп. И это не считая других частных пожертвований, что увеличивало затраченную на строительные работы сумму.

К осени 1911 года после израсходования капитала К.К. Карпова и полного истощения монастырской казны, на стройке вновь сложилась кризисная ситуация. Все строительство легло на плечи игумении Аполлонии как настоятельницы монастыря и как главы Строительной комиссии. Она вновь обращается в Санкт-Петербургскую епархию с просьбой о выдаче «Сборной книги», которая позволила бы значительно расширить территории для сбора пожертвований. Тогда же архитектором Л.М. Харламовым была составлена приблизительная смета на окончание необходимых работ в соборе на общую сумму 62733 руб. 96 коп.

В это же время игумения Аполлония в прошении к юрисконсулу Министерства внутренних дел Я.А. Плющевскому-Плющику пишет: «Умоляю Вас, ваше высокопревосходительство, не откажите! Уделите на окончание церкви! Сам всемогущий Бог вам возмерит с изобилием! А наша обитель и подворье будут вечно молить Бога о Вас! Утешаю себя надеждою, что не откажите моей умоляющей просьбе и выручите меня из тяжелого положения, и дадите мне возможность окончить храм Царицы Небесной». На обратной стороне прошения стоит резолюция архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), побывавшего в Гатчине, следующего содержания: «Подтверждается все, сообщенное игуменией, ...присоединяюся к ходатайству».

При фактическом отсутствии средств ставился под сомнение весь дальнейший ход строительных работ. Однако известно, что на их продолжение дополнительно около 6000 руб. выделил К.К. Карпов. Частное поступление средств хотя и было незначительным, тем не менее, удалось собрать еще 30363 руб. 72 коп.

В течение 1913 года в соборе ведутся работы по главному иконостасу, который был «резным и огромным». Руководство ими осуществлял архитектор Л.М. Харламов. Доподлинно известно, что выполняла иконостас Столярно-резная мастерская Д.В. Дударева в Санкт-Петербурге, и по готовности он был отправлен в Гатчину по железной дороге. По двум боковым иконостасам совершалось в то время только написание икон. Живописные работы вели сестры монастыря.

Оконные рамы с железными переплетами были пожертвованы храму потомственным почетным гражданином Гатчины Д.А. Гороховым. Первые печные работы были начаты в 1912 году и окончены через год. Но вскоре потребовалось к ним вернуться снова, так как печи не справлялись с отоплением громадного собора. И уже в 1917 году решался вопрос об устройстве на зимнее время дополнительного придела для богослужения в подвальном этаже храма, что было разрешено. В документах упоминается изготовление 32 образов на подрамниках, которые находились в нишах главного купола, и четырех изображениях евангелистов на «парусах». Во время переустройства отопления в храме об их сохранности беспокоилась игумения Аполлония.

4 сентября 1914 года она направила благочинному Санкт- Петербургской епархии Макарию сообщение, что «храм понемножку оканчивается постройкой». В это время в соборе вовсю шли различные работы, у него еще не было каменной паперти. Но строитель К.К. Карпов желал освятить храм к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Готовность к освящению была у главного придела во имя Покрова Божией Матери, а также придела во имя Святого Благоверного князя Александра Невского. 8 и 9 октября1914 года состоялось их освящение. Левый придел во имя Николая Чудотворца освятили 7 декабря 1914 года.

Духовный подвиг игумении Аполлонии, строителя собора Козьмы Карповича Карпова и труды архитектора Леонида Михайловича Харламова трудно переоценить. Каждый из них все десять лет строительства Покровского собора трудился с огромным напряжением духовных и физических сил. Можно задать вопрос: что ими двигало все эти годы? Если сегодня внимательно посмотреть на этот величественный собор, то можно сказать, что они оставили нам в наследство не только красивый храм, но и свою веру в Бога. Такую веру, до которой нам, их потомкам, еще требуется дорасти.

Зинаида СКОРНЯКОВА

При подготовке материала использована информация «Историко-методической записки» Н.В. Якимовой.

Гатчинская правда, № 63 (20507) от 10 июня

 
По теме
Поездка по святым местам - Газета Всеволожск Городская жизнь Представители советов ветеранов города Всеволожска из микрорайонов Бернгардовка, Южный, Котово Поле, Мельничный Ручей, а также из Женсовета микрорайона Бернгардовка посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
Газета Всеволожск Городская жизнь
Беседы о пожарной безопасности - Газета Лужская правда Инспекторы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Лужского района еженедельно проводят профилактические рейды по предупреждению пожаров в жилом секторе.
Газета Лужская правда
Терроризм должен быть наказан! - Газета Всеволожск Городская жизнь Ленинградская область вместе со всей страной скорбит о погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Газета Всеволожск Городская жизнь
Театр – любовь моя и жизнь! - Газета Всеволожск Городская жизнь Театральное искусство – дело тонкое и очень трудоемкое. Актеры должны не просто играть своих персонажей, они должны перевоплощаться в них.
Газета Всеволожск Городская жизнь