Жизненный выбор - творчество

В Гатчинском центре дополнительного образования детей с сентября 2010 года работает театральная студия «Ренессанс». Юные актёры ещё в самом начале творческого пути, но у них уже есть свои маленькие успехи. Коллектив участвовал в творческих конкурсах и фестивалях, юные артисты становились лауреатами и дипломантами конкурсов различных уровней. Трое выпускников творческого объединения поступили в театральные учебные заведения. Руководитель студии «Ренессанс», педагог Юрий Давыдкин поделился своими размышлениями о воспитании подростков.

 

В последнее время в телевизионных программах и в периодической печати часто поднимают вопросы воспитания детей и подростков, ведутся жаркие дискуссии по проблемам воспитания, по взаимоотношению мира детей, юношества и мира взрослых. К сожалению, не всегда в этих спорах и размышлениях удаётся придти к общему знаменателю, к нахождению некоей истины, попытке дать всеобъемлющий анализ происходящим процессам в воспитании подрастающего поколения, да это и понятно – слишком уж сложными и многогранными являются эти проблемы.

 

На смену старому термину – «трудный ребёнок», где так или иначе, уже по определению, вся вина возлагается на ребёнка, пришло новое определение - «проблемная семья». Проблема там, где нет взаимопонимания между миром родителей и детей, вечный «конфликт отцов и детей», где дефицит любви, внимания к детям, часто подменяется попыткой родителей откупиться дорогой игрушкой, вместо того, что бы посвятить часть своего времени общению со своим ребёнком, быть искренне заинтересованным тем, какими проблемами живут твои сын или дочь.

 

Мир ребёнка, подростка живой, постоянно меняющийся, акцентирующийся на познании интересного, на то, что бы заглянуть за занавес обыденной жизни и ахнув от неожиданности увидеть что-то новое, потрясающее, доселе не испытанное, от чего закружится голова и заколотится сердечко в груди, и захочется бежать в эту новую страну.

 

Муниципальные структуры и общественные организации проводят большую работу с детьми и родителями из «проблемных семей». Разъясняют, уговаривают, штрафуют, нажимая на морально-нравственные критерии воспитания детей. Дети дают тридцать первое «честное пионерское» обещание и… всё возвращается на круги своя. Дети - цветы жизни. Но зачастую проблема кроется не только в цветах, она скрывается гораздо глубже, в корнях, в родителях, в генетической наследственности. Листья и цветы просто не могут расти иначе. Их данные заложены неправильным воспитанием может быть их дедов и прадедов.

 

За сорок лет моей педагогической работы, мне приходилось наблюдать и разбираться в различных ситуациях неправильных, нравственно искажённых моральных мотиваций подростков. Ребята бросали занятия по месту учёбы, работы, убегали из дому, возникали непреодолимые для ребят конфликты с родителями, учителями, старшими братьями и сёстрами в семье. Мне, как педагогу, приходилось долго и кропотливо разбираться: объяснять, доказывать… Парень вроде бы соглашался с моими доводами, а потом проблема вновь выявляла себя в ещё более больном, остром психологическом нарыве. В такие моменты постоянно задаёшься вопросом, что я сделал не так, почему я не смог помочь ему, не смог достучаться до его разума и сердца. Как помочь ребёнку найти правильный выход, когда, как ему кажется, все обстоятельства против него, твердят ему только одно – выхода нет. Может быть в этом проблема ранней наркомании и алкоголизма, проблема распущенности, которая, как рак поглотила всю современную школу до самых её младших классов. А мы – взрослые? Всегда ли мы рядом с ними, всегда ли готовы подсказать им, что выход есть, что есть пути преодоления подросткового кризиса. Как часто мы ограничиваемся в своём требовании к детям только в том, что бы они были как все: обеспечивали школе показатели по дисциплине, внешнему виду и успеваемости, соответствовали стандартам ЕГЭ. Прокатываемся по ним «воспитательным» катком, чтобы не выделялись. Мы не имеем права забывать мудрое пожелание Лиса из «Маленького Принца» Антуана Де Сента Экзюпери - «Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили».

 

И ещё одна грань проблемы: сегодняшние дети – это дети интерактивного века. Увлечения многих из них вращаются вокруг компьютера. Они любят игры и творчество в виртуальном пространстве гораздо больше, чем творческие увлечения связанные с их реальной жизнью. Фильмы, игры, интернет, социальные сети, яркие динамичные мультфильмы, дорогие шоу… Что может педагог предложить им сегодня? По силам ли педагогу соревноваться с мощной шоу-индустрией современных массмедиа.

 

Как сделать жизнь подростка интересной, как наполнить её творческим созиданием, соучастием в со - творении собственной жизни, а не просто в ленивом потребительском отношении к ней.

 

Одним из ключей педагога к сердцу ребёнка является попытка стать не просто учителем – ментором, а стать участливым другом, сотоварищем, сотворцом в поиске заинтересованности, мотивации и построении будущей жизненной модели подростка.

 

Всем известно, что подросток, молодой человек всегда тяготеет к некоей романтичности своего существования. Он ищет остроты жизни, остроты сопереживания, искренности своего существования в предлагаемых обстоятельствах жизни. Мальчики рвутся в герои, девочки рвутся в принцессы, да это и понятно, ведь именно в это время в ребёнка закладываются все необходимые основы, для построения взрослой личности. Именно в этот период жизни им как воздух необходима интересная, заманчивая цель, интересные пути ведущие к достижению жизненной цели.

 

И вот тут-то, в выборе жизненной цели, в созидании личностных ценностей и необходима помощь взрослого, желательно мудрого человека. Не ментора поучающего – «делать жизнь с кого … с товарища Дзержинского», а доброго внимательного участливого человека, искренне заинтересованного судьбой и миропониманием конкретного подростка.

 

К сожалению без участия взрослого наставника (родителей, учителя) подросток не в состоянии всеобъемлюще оценивать те или иные встающие перед ним жизненные факторы, не может избрать для себя правильный, истинно верный путь, тем более что «гламурные ценности» широко разрекламированные телевидением, СМИ, просто навязывают подросткам пути ведущие в погибель. И если подростку не «повезло» родится на «Рублёвке» и у него нет карманных денег, хотя бы пару – тройку лишних миллионов, и ему не доступны «гламурные заманухи» то он считает себя просто изгоем. Что бы не быть изгоем, на ум приходит идея, шагнуть с крыши дома или пойти и грохнуть кого - нибудь и вот уже он и сам «первый парень на Рублевке». Подростки создают искусственную исключительность собственной личности, переоценивают личностные приоритеты, выходят во взрослую жизнь с искажённым сознанием и чувством абсолютной вседозволенности. Тюрьмы заполнены молодыми людьми обманутыми продукцией СМИ - «гламурным миром» и внешним блеском. «Не всё – то золото, что блестит», гласит народная мудрость. Есть и другая крайность, когда подросток не находит себя, когда рядом не оказывается взрослого, кто подсказал бы ребёнку правильный путь. Ребята сбиваются в стаи, находя себе подобных. Их сознание подогревается взрослыми негодяями спекулирующими на неокрепших душах подростков. Так появляются подростковые тайные группировки: «Панки», «Эмо», «Готы», политические молодёжные группировки. Доходит до того, что членами этих групп выдумывается для себя особая геральдика (гербы, знамёна, отличительные нашивки или знаки) свои уставы с задачами и целями организаций. Тут уж сколько у кого фантазии хватит. К счастью, зачастую дальше «интересного» названия и эмблем, костюмированного эпатажа подростки не идут, не хватает информации. Главным условием игры в группировки является таинственность существования и табу для проникновения в группу непосвящённых. Таинственность – это одно из главных условий их игры, их существования. И в этом, по-моему, ещё не кроется ничего дурного. Именно здесь бы и появиться педагогам и направить эту игру, способ существования придуманный ребятами в нужное для них направление.

 

Очень часто ребята одевают на себя аксессуары молодёжной «культуры»: бритвы, булавки, серёжки, делают «пирсинг» и татуировки, носят на одежде символику смерти - изображения черепов, костей, пауков, какие то огромных размеров пуговицы, верёвочные петельки, и.т.д. и. т. п. совершенно не понимая символического смысла этих атрибутов.

 

Вот пример из моей практики. В одном из дворцов культуры Санкт- Петербурга я вёл юношескую театральную студию. На протяжении долгого времени ребята носили на своей одежде все аксессуары молодёжной панк – культуры. Все мои просьбы снять с себя всю эту новогоднюю мишуру, были безрезультатными. Ребята на некоторое время, что бы уважить педагога, снимали с себя эти «цацки», но через некоторое время всё возвращалось вновь. Я понимал, что приказное, авторитарное воздействие вряд ли будет для них действенно. И я нашёл выход.

 

Однажды я вошёл в зрительный зал в «модном» свитере до колен, моя шея была замотана длинным вязанным шарфом, а вся одежда и этот ужасный шарф сплошь были усеяны, булавками, бритвами и другими аксессуарами тогдашней молодёжной «моды». Я очень серьёзно копировал манеры поведения ребят. Ребята с интересом наблюдали за моим выпендрёжем, а потом… рассмеялись. Хохотали все, смеялись до слёз и я вместе с ними. Более я этих «украшений» на одежде ребят не видел. Это игровое действие оказалось эффективней всех уговоров и требований.

 

Более сорока лет я руковожу юношескими театральными коллективами. За эти годы через участие в работе театральных коллективов прошли более 700 подростков и молодёжи. Занимались так называемые трудные подростки, дети из проблемных семей, подростки – инвалиды, приходили ребята уже хлебнувшие лиха: имеющие алкогольную и наркотическую зависимость. Состав театральных коллективов всегда был разным: школьники старших классов, студенты техникумов и высших учебных заведений, рабочая молодёжь. К работе со студийцами всегда приходилось подходить индивидуально, исходя из возраста, социального статуса, морально-нравственных качеств подростка.

 

Учебный процесс: занятия актёрским мастерством, сценической речью, сценическим движением, обязательно формируется с использованием ролевых игр, игр на предлагаемые студийцу обстоятельства сценического проживания роли, игр на развитие памяти, сосредоточенность, развитие памяти физических действий. Существование строится на использовании тяги подростков к приключению, к развитию творческих качеств личности.

 

Особую радость испытывали ребята, когда нам удавалось снять очередного «трудного» парня или девушку с учёта в детской комнате милиции. Этому событию ребята посвящали особые праздники, накрывали стол угощениями. Вы бы видели, как смущались ребята от такого отношения к своей персоне.

 

Мои бывшие студийцы стали полноправными членами нашего общества. Восемнадцать моих учеников, пошли по моим стопам, закончили театральные учебные заведения и служат сегодня в театрах или работают в учреждениях культуры, ведут театральные студии. Они давно уже стали мамами и отцами и воспитывают собственных детей. Часто заходят ко мне, берегут память о своей «театральной юности», о спектаклях, экскурсиях, гастролях нашего коллектива. Многие ребята на всю жизнь получили толчок к творческому развитию, стали любителями театрального искусства.

 

Но не всегда у нас всё так легко и просто, как может показаться на первый взгляд. «Трудные» подростки они потому и «трудные», что с ними бывает очень трудно. Часто бывают срывы: ребята перестают учиться или работать, сбегают из дому из – за конфликтов с родителями. Постоянно приходится быть в курсе всех их дел. Общаться с родителями, звонишь, встречаешься с педагогами, выясняешь причины срывов, пытаешься вновь и вновь говорить с подростком, что бы вместе с ним разобраться в сути проблем, мотивировать его на правильный выход из сложившейся ситуации, стараешься нагружать ребят занятостью в студии. Если подросток прекращает свои занятия в студии, махнуть на него рукой и отказаться от него педагог не имеет право. Звоню, прихожу домой, что бы пообщаться с ребёнком и его родителями, выясняю проблему отказа ребёнка заниматься в коллективе, совместно с ребёнком и его родителями решаем эти проблемы, ребёнок вновь возвращается к занятиям в коллективе.

 

Жизнь творческого объединения проходит по своему особому расписанию и программе. Это учебно- воспитательный процесс, почти ежедневные репетиции, индивидуальные занятия, экскурсии, общение. Задача студии – воспитание через творчество духовно богатой, многогранной личности.

Театральная студия – «Ренессанс» начала свою работу с сентября 2010 года. Сейчас мы в самом начале пути, но у нас уже есть свои маленькие успехи. Наш коллектив участвовал в творческих конкурсах и фестивалях, юные артисты становились лауреатами и дипломантами конкурсов различных уровней. Трое выпускников нашего творческого объединения поступили в театральные учебные заведения.

 

Но у нашего коллектива есть и свои трудности и прежде всего это необходимость в ремонте помещения театрального класса, устройстве сцены, нам необходимо театральное оборудование, средства на костюмы, декорации, реквизиты и грим. Как любой театр мы нуждаемся в своих меценатах. Пользуясь случаем сердечно благодарим те организации и предприятия, которые откликнулись на нашу просьбу и помогли нам. Без них наша работа и выступления были бы просто невозможны.

В сезоне 2013 – 2014 года мы приглашаем в группы:

старшую - юношей и девушек от 15 лет и старше.

среднюю - подростков от 12 лет.

младшую - детей с 9 лет.

малых театральных форм – детей с 9 лет.

техническую - подростков с 14 лет (участие в техническом

сопровождении спектаклей.)

 

Наш адрес: г. Гатчина ул. Чкалова дом 32. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - Гатчинский «Центр дополнительного образования детей».

 

Тел. для справок 211-44 и 8-952-237-43-74.

 

Мы приглашаем Вас в мир творчества. Театр открывает занавес и представление начинается. И ты уже становишься не просто равнодушным зрителем, а частью этого удивительного мира, который творится прямо на твоих глазах и уже с твоим участием. Переворачиваются вверх тормашками столы, кубы и стулья, рождается фантастический мир и перед нашим взором возникает то корабль, то самолёт, а то поваленные деревья в лесу. Ребята входят в мир предлагаемых обстоятельств пьесы, уже идёт творческий процесс переживания, проживания роли, откуда остаётся уже не много до готового спектакля. Я вижу увлечённые лица ребят, они рвутся в работу, они творят вместе со мной, спорят, предлагают свои находки. И мы попадаем в мир, в котором есть место творчеству, и нет места скуке.

 

Это творческое начало останется в каждом из ребят, как черта их будущего характера, как их способ отношения к жизни.

 

Юрий ДАВЫДКИН,

руководитель творческого объединения - театральной студии - «Ренессанс»

 
По теме
ONRtLzgrXVA - Газета Балтийский луч Накануне дня архивов, отмечаемого в марте, в центральном государственном архиве Санкт-Петербурга открылась выставка архивных документов,
Газета Балтийский луч
Цветущие яблони Виктора Батурина - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина Очередная встреча любителей живописи, которая прошла в КИЦ им. А.С. Пушкина, была посвящена русскому художнику В.П.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина
Весна. Новинки прилетели - Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина По традиции в рамках Недели детской и юношеской книги библиотеки представляют читателям выставки новых книг.
Культурно-информационный центр им. А.С. Пушкина